Эта статья может быть полезна не только писателям, но в первую очередь — им. Опираясь на три источника: книгу Лизы Крон «С первой фразы», блог Abbie Emmons и сценарные курсы, оконченные в 2022 году, я рассказываю о том, как легко и просто построить историю и придумать живого главного героя, которому будут сопереживать читатели. Все, что вам понадобится — ответить на вопрос «Что это за правда, о которой хочется кричать с крыш?» 

Если вы не писатель и придумывать живых персонажей у вас нет нужды, то эта статья может открыть для вас новый взгляд на ценности, сделать этот термин понятнее, подчеркнуть его значимость в контексте человеческого бытия. 

В конце страницы вы обнаружите видео-ролик по этой теме — для тех, кому проще воспринимать на слух. 

Больше проблем богу проблем! 

Проблема  необходима не только герою, но и самой истории. Через проблему мы видим персонажа «как наяву» — в смысле, он кажется нам живым и цельным, по нему разливаются чувства и плоть его рождает движение — то есть события истории. Через проблему мы легко понимаем ценности героя, понимаем, что для него важно, и предугадываем, как он станет себя вести, а как не станет. В этом смысле хорошо вспомнить такой термин как «не в характере» — так говорят про героя, который действует как-то неадекватно заявленному ранее характеру и ценностям, героя, в которого мы не верим, он кажется нам картонным, грубо выдуманным и пустым.

Нас не интересуют общие сюжеты. Это хорошо знают маркетологи и журналисты — те, для кого сторитейлинг не умозрительная дисциплина, а основной инструмент в работе, обеспечивающий хлебом насущным и всяким прочим.  Поэтому когда мы видим репортаж о землетрясении, мы видим истории конкретных людей, общие планы лишь фон для нас. Иначе мы не заинтересуемся.

Проблема героя важна, потому что заставляет нас сочувствовать. Это и есть та самая пресловутая эмпатия. Читая историю, мы проживаем ее будто бы на своей шкуре, мы осознаем, что потеря героя — действительно потеря. Что герою больно, даже если у него не течет кровь. Что герой счастлив и реализован, хотя у него нет виллы и яхты. Но как? Как мы это делаем? Как мы понимаем это?

И здесь я хочу адресовать вас к совершенно чудесному ютуб-блогу писательницы Abbie Emmons, лозунг которого звучит — «Make your story matter». Я просто влюблена в этот слоган, честно говоря. Тот случай, когда по-настоящему жаль, что не додумался первым! :)

Так вот Эбби доходчиво рассказывает, как добавить в вашу историю жизнь, как дать ей вектор. Она рассказывает, какое значение для героя имеет проблема, которую она называет «misbelief», то есть ложь или перевернутая правда. Последняя в свою очередь является отражением чего-то по-настоящему важного для героя. Эбби очень красиво называет это «правдой, о которой хочется кричать с крыш».

В нарративной практике «misbelief» и «правда, которую хочется кричать с крыш» объединяется в термине «отсутствующее, но подразумеваемое» — то есть с одной стороны, это проблема для героя, потому что это то, в чем он остро нуждается, но по какой-то причине не может получить, а с другой стороны — это и то, что в конце концов герой получит, обретя ту самую правду, о которой герой подспудно знает, но не решается принять.  

4 заклинания вопроса для оживления героя :)

Итак, вот, что нам важно дать знать читателю, чтобы персонаж для него ожил и его история стала иметь значение:

  • ЧЕГО именно хочет герой,
  • ПОЧЕМУ он этого хочет,
  • ЧТО ИМЕННО для него значит достижение цели,
  • ЧЕГО ему это достижение будет стоить.

Определенно, вы будете следить с куда большим интересом за спортсменом, которому нужно выиграть турнир, чтобы получить денежное довольствие и купить на грядущее двенадцатилетие протез для сестры, которая всю жизнь мечтала держать кисточку пальцами, а не сложенными домиком культями. Услышав это, вы почти наверняка уже представили себе и этого спортсмена, и его сестру — это несмотря на то, что предложенные мной обстоятельства откровенно картонные. Но вы представили.

Из этой вводной — из проблемы главного героя — вы узнали многое:

— узнали, что он спортсмен и, судя по всему, неплохой, раз прошел отбор на турнир с большим денежным призом,

— узнали, что для героя сестра очень важна, что у них, по всей видимости, теплые отношения,

— узнали, что герой честолюбив, что хочет сдержать слово, что он ему не чуждо сострадание и он способен понимать чужие чувства,

— узнали, какое главное испытание уготовано главному герою — турнир, где он должен победить,

— узнали, какова цена его проигрыша (великолепно было бы еще показать, как он пообещал сестре, что подарит ей протез на день рождения)

Заметьте, каждый участник турнира хочет победить и получить денежный приз. Но мы переживаем за этого, потому что уже его знаем и потому что понимаем — ему-то эта победа точно нужна, без нее в его жизни наступит апокалипсис, он не перенесет этого и не ясно, как справится с этим его маленькая сестра.  

Что-то меняется

Лиза Крон на протяжении всей книги повторяет, что история — это о том, как что-то меняется. Как меняется главный герой, проходя путь, вычерченный сделанным им выбором в прошлом. Этот путь должен изменить его. Иначе история будет казаться картонной, статичной, в ней не будет жизни и не будет того главного, за чем по мнению Лизы Крон читатель обращается к худ.литу.

Получается то, что мы знаем о герое в начале истории, должно по-настоящему сильно поменяться в конце. Герой не может остаться тем, кем он был. Что-то в его мировоззрении должно измениться.

Хочу заметить здесь, что история в нарративной практике — это не то же самое, что история в писательстве. И именно сейчас, когда речь зашла об изменениях, различие это становится особенно заметным.

Возможно, вы уже обратили внимание на то, что в писательстве историей верховодит писатель. Писатель — демиург. Именно от него исходит та самая «правда, о которой хочется кричать с крыш». Это, своего рода, внешний локус контроля.

Исходя из того, что мы уже знаем ту самую «правду, о которой хочется кричать с крыш» (тема нашей книги, то, из-за чего мы вообще взялись ее писать) необходимо представить, каким герой должен быть ДО изменений, где будет его точка роста? 

То есть, например, мы с вами хотим, чтобы парень все-таки выиграл турнир, но нам кажется, что он взял на себя слишком большую ношу. Мы видим, что груз ответственности, который он взвалил на себя, слишком велик, и хотим показать миру, что важно уметь просить о помощи, а не справляться со всем только в одиночку, ведь может случиться так, что когда-нибудь ноша ответственности просто сломает его.

Исходя из вышесказанного, мы обнаруживаем, что в начале истории нам важно показать, что наш спортсмен не просто честолюбив и эмпатичен, еще он горд и самоуверен, трудолюбив и плохо понимает границы своих возможностей.

Лиза Крон пишет: 

Вам не требуется знать, как конкретно закончится история, но вы должны знать, что в процессе событий ПОЙМЕТ главный герой

 

Итак, как писателю вам важно решить, какое изменение произойдет в главном герое в результате сложенной вами истории, тогда точка, с которой все должно начинаться возникнет в вашем воображении сама собой. Вы буквально сможете прочертить линию сюжета, осознавая, что до изменения главный герой должен отличаться от того, что будет в конце. Вы также поймете, каких персонажей нужно показать в начале и какие качества героя продемонстрировать, чтобы читатель понял, почему дальнейшие события имеют значение.

Конечно, это не значит (и Лиза Крон предостерегает нас от этого), что вам непременно нужно вывалить на читателя с первых же страниц всю подноготную героя, всю его биографию, все его травмы и сокровенные мысли. Лиза Крон говорит, что все, что важно сделать писателю в первых главах — это намекнуть, что нам есть о чем рассказывать. Поймать читателя на крючок любопытства, заставить его начать заботиться о герое.

Обращу отдельно ваше внимание на слово «забота», потому что в нем весь цимес. Наша задача не просто показать, что что-то важно для героя, но и сделать так, чтобы для нас герой стал важен настолько, чтобы то, что ему важно, стало важным для нас. Проще говоря, нам может быть наплевать на мытарства спортсмена, который хочет выиграть турнир, но если мы видим, ПОЧЕМУ это важно и можем предположить, что будет значить отсутствие этого достижения для героя, то и нам самим становится важно, чтобы он это получил. Сочувствие заставляет нас тревожиться, волноваться за благополучие этого выдуманного лица, заботиться о нем, радоваться вместе с ним, когда и если цель будет достигнута.

Может показаться, что Лиза Крон персонажецентрична. Вообще, бытует мнение, что писатели делятся на две категории: одни пляшут от сюжета, другие — от персонажа. Но уже сейчас, я думаю, каждый из вас видит, насколько прочная связь между двумя этими элементами. Нельзя создать отдельно персонажа и отдельно сюжет. Это просто не будет работать. Это будет что-то вроде вилки и жидкой манной каши. Дегустатор (ваш читатель) не сможет насладиться кашей и не оценит функциональные достоинства вилки.

Резюмируем

Итак, коротко, по пунктам — как сделать персонажа живым, а историю интересной?

1.      Подумайте о том, какую правду вы хотите вложить в уста истории. О чем вы хотели бы кричать с крыш? Что важно для вас настолько, чтобы потратить на это колоссальное количество человеко-часов?

2.      Исходя из этой «правды» сформулируйте проблему главного героя. Через какое действие или бездействие главный герой сможет постичь «правду», о которой вы хотите прокричать миру?

3.      Подумайте, какими качествами должен обладать герой, у которого в принципе могла бы быть такая проблема и который считал бы ее проблемой.

Например, если наш спортсмен терпеть не может свою сестру, которой доставалось гораздо больше любви и внимания из-за ее особенностей, то вряд ли ему так уж важно будет подарить ей этот протез. А может, он любит сестру, но его слова ничего не стоят, все давно привыкли, что он преувеличивает свои прошлые и будущие достижения, быть может, наш герой выдумщик и забияка, как Пер Гюнт, и потому данное им обещание вряд ли имеет большую ценность, ведь он легко может им поступиться.
Для конкретной проблемы нужны определенные качества и ценности, ибо, как говорил Гринч: «Что одному яд, то другому — карамболь».

4.      Зафиксируйте героя до изменений, которые произойдут в конце истории. Разница между этими двумя точками должна быть очевидна с первого взгляда.

Это не значит, что герой должен быть в начале пути разбойником и мразью, а в конце — главным святошей в городе. Хотя и такое тоже возможно. Однако, это попахивает бульварщиной. Покажите неоднозначные, тонкие изменения.

5.      Не выкладывайте всю подноготную героя. Расскажите достаточно, чтобы дальнейшие события имели значение для вашего героя и вашего читателя, но оставьте место для вопросов: «как он сможет?», «что будет, если не сможет?», «кто его союзники?», «кто или что будет ему противостоять?», «какие события в жизни героя научили его верить лжи, почему он не верит в правду, о которой вам хочется кричать с крыш, с самого начала?»

Что ж, дорогие писатели и иже с ними, да найдет ваша правда, о которой хочется кричать с крыш, своего героя и своего читателя!

А если вдруг у вас творческий кризис или иные писательские (или не писательские) сложности — приходите поговорить :)

Как оживить персонажа без магии вуду? Снова про важное!

Если ролик не открывается, пожалуйста, воспользуйтесь прямой ссылкой

Статьи

Консультация по вопросом сексологии по специальной цене!